Кепки-картузы: фото стильных моделей

История и виды фуражек

image Исторически фуражка была развитием кивера, чья неудобная высокая форма в униформах европейских армий до середины XIX века постепенно уменьшалась до современной формы фуражки.

Фуражка в русской армии

В вооружённых силах Российской империи у солдат фуражка относилась к особой категории предметов вещевого довольствия войск — мундирным вещам. Фуражка отпускалась в виде материалов и всегда на определенный срок. Изготавливалась в полковых мастерских.

В России в XIX веке на форменных фуражках на околышах располагалась кокарда и/или эмблема рода оружия (значок), инженерной специальности и так далее. На тулье мог размещаться дополнительный знак. Летом на фуражку надевали белый чехол.

ВС СССР

В ВС СССР с 1969 года фуражка для офицеров состояла из:

  • донышка, овальной формы (на фуражку для офицеров Военно-Морского Флота дополнительно полагался съёмный, белого цвета чехол);
  • тульи;
  • околыша;
  • канта по верхнему краю околыша и по краю донышка;
  • ленты (черного цвета, на фуражку для офицеров Военно-Морского Флота);
  • козырька (в ряде случаев на нем был орнамент);
  • плетёного шнура (на полевой фуражке вместо него был подбородный ремешок);
  • эмблем (шитья) (кому положено);
  • кокарды;
  • форменных пуговиц (две).

Виды кепок-картузов

Интересно, что эта кепка была названа по аналогии со словом, обозначающим тряпочный мешок для пороха или такую же тару для табака. Никто уже не расскажет, в чем заключалось сходство этих предметов с головным убором, но рассмотрим, как же выглядел картуз во все времена и каковым он является сегодня.

Во-первых, у этой кепки изменяемым элементом является козырек, так как в некоторых случаях можно встретить модели картузов, лишенные этой детали, такое замечено в военной бескозырке. Во-вторых, можно отметить, что головному убору присуще донышко округлого или овального силуэта. В-третьих, видно, что деталь, называемая тулья или очелье и располагающаяся вверху, обычно расширяется. Деталь кроя под названием околыш имеет цилиндрическую форму. В-четвертых, постоянным декоративным элементом является внешняя деталь, выполненная в виде ремня или шелкового скрученного шнура, при помощи этого элемента реализуется полезная эстетическая цель – скрывается шов, соединяющий козырек с околышем. В-пятых, присутствует еще один ремень, часто встраиваемый изнутри головного убора и служащий подборочным элементом для прочной посадки картуза на голове. Нужно отметить, что нередко присутствуют и другие неназванные здесь элементы декора, выступающие эффектным украшением. С приходом этого головного убора в русские одежные традиции стартовал его особый самобытный путь развития, включающий множественные изменения моделей и пробы разных манер ношения этой безмерно привлекательной вещи.

вязанная зимняя

Кепки-картузы, выпускаемые современными производителями модной одежды для всех слоев населения, можно охарактеризовать как сверхуниверсальные и очень практичные изделия. Они шьются из фетра, натуральной шерсти, суконного материала; а летние очаровательные модели делаются из дышащих невесомых текстильных тканей. При выборе этого головного убора точно не возникнет проблемы с поиском нужного цвета, так как прилавки богаты всем спектром оттенков, кепки быстро подбираются под любые ансамбли одежды, фигуры и овалы лица.

Основные части

image Основные элементы и аксессуары фуражки (на примере фуражки МПС СССР/России):

  1. Кокарда с эмблемой и эмблема (у данной фуражки называется «технический знак»).
  2. Рант — ремешок (на полевых фуражках, например, он называется также «подбородным ремешком»). В данном случае рант — витой шнур-филигран.
  3. Козырёк.
  4. кант —
  5. околыш —
  6. тулья —

Фуражки часто имеют армирующие вставки — стальной обруч для поддержания формы тульи и придания ей (при необходимости) изгиба, матерчатые (ватные) валики для наполнения тульи, а также уплотнители околыша (из картона) для сохранения формы.

Отдельные виды фуражек могут иметь сменные чехлы (например, летний белый чехол для флотских фуражек).

Фуражка авиации

Ничто так не отличает офицера, как… форменная фуражка. Именно она придает человеку солидности в глазах окружающих. Головной убор – ключевой элемент любого обмундирования.

Мало кто знает, но в 2011 году, в сентябре, фуражка праздновала свой юбилей: ей исполнилось двести лет.

Слово «фуражка» происходит от «фуражир». Это – существовавшая некогда в царской армии должность. Фуражиры занимались снабжением частей: заготавливали продовольствие (фураж), топливо и стройматериалы. Выполнять связанные с этим делом обязанности в шляпах было весьма затруднительно, и на их место пришли фуражные шапки. Выглядели они совсем не так, как современные. С нынешней фуражкой у фуражных шляп общий только материал (сукно) и название. Эти шляпы напоминали колпак со сгибом пополам: что-то сродни современной пилотке. У офицеров, для отличия, использовался козырек. Элементы современной фуражки-бескозырки (околыш и тулья) были введены в обиход в ноябре 1811 г. Более ста лет простые солдаты носили подобную бескозырку — до начала войны 1914 года. Во флоте она так и осталась, только ленточка прибавилась.

image

Фуражка авиации

В Красной армии фуражка приобрела большой почет. К тому времени она стала выглядеть совсем как «блин», видимо, чтобы подчеркнуть рабоче-крестьянское происхождение.

Фуражку авиации советского образца сейчас несложно найти в Интернете, но не все предлагаемые экземпляры являются подлинными. Чтобы не купить подделку, надо обязательно обращаться за советом к знающим людям. С советских времен сохранились два основных вида фуражек – обычная и так называемая «севастопольская». Последние весьма ценятся у самих авиаторов из-за кроя: они маленькие и аккуратные. А большие «аэродромы» с широким загибом тульи (вылет фуражки) всегда неофициально презирались: считалось, что ими любит козырять лишь паркетно-тыловое воинство.

По центру околыша фуражка авиации украшается так называемой кокардой: она представляет собой изображения эмблемы авиации — самые разнообразные (больше всего ценятся вышитые). На тулье, сверху над гербом авиации, может размещаться малая эмблема авиации: она имеет форму развернутых крыльев, перекрещенных с двухлопастным винтом. О советском происхождении авиационной фуражки свидетельствует располагающаяся над крыльями пятиугольная звезда.

image

Фуражка авиации узор

Над козырьком фуражку украшает шнурок: золотая плетенка для офицеров и простой кожаный ремешок для всех остальных. Еще на козырек по внешнему краю иногда крепят так называемые «дубы» (или глиссады), изображающие венок из листьев.

Фуражки военные получают вместе с формой, но далеко не все желают носить то, что им выдали. Шьют на заказ: как в былое время, так и сейчас. Для этого существуют специализированные фуражечные мастерские. Кстати, где шить – тоже надо знать. Говорят, в Москве, например, этого делать не умеют: вечно сошьют задранный в небеса трамплин а-ля-африканский диктатор.

image

Фуражка авиации изнутри

Стоимость изготовления авиационной фуражки зависит от параметров, сложности, фурнитуры, основной ткани, сроков. Если предполагается вышивка, это увеличивает цену. Вышивку и фурнитуру можно принести самостоятельно.

Галерея

  • Alexander II of Russia by Monogrammist V.G. (1888, Hermitage) detail.jpg

    Александр II в генеральской форменной фуражке (1865 г.).

  • PortretOttovonBismarck.jpg

    Генерал-полковник в ранге генерал-фельдмаршала О. фон Бисмарк.

  • А.М.Кованько.JPG

    Полковник А.М. Кованько, Санкт-Петербург, 1904 год.

  • Zhukov1916.jpg

    Унтер-офицер Георгий Жуков, 1916 год.

  • PavelKup2.jpg

    Павел Емельянович Куприянов

  • Marshal Sergey F. Akhromeyev in 1988.JPEG

    Маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев.

  • Yedidya Yaari.jpg

    Офицер ВМФ ВС Израиля.

  • Nathan Twining 02.jpg

    Генерал Н. Твайнинг в американской офицерской форменной фуражке.

Отрывок, характеризующий Фуражка

– Я бы вас проводил, да, ей богу, – вот (доктор показал на горло) скачу к корпусному командиру. Ведь у нас как?.. Вы знаете, граф, завтра сражение: на сто тысяч войска малым числом двадцать тысяч раненых считать надо; а у нас ни носилок, ни коек, ни фельдшеров, ни лекарей на шесть тысяч нет. Десять тысяч телег есть, да ведь нужно и другое; как хочешь, так и делай. Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера. Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов. «Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой. У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам. Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою. Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая. Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты. Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения. Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму. Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская. Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских. «Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру. – Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди? – Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу. – Бородино, – поправляя, отвечал другой.

Примерка и выбор головного убора

Кепка, независимо от стиля и фасона, нуждается в педантичной примерке. Отправляясь в магазин, постарайтесь взять с собой человека, вкусам которого вы можете довериться на 100 процентов. Выбирая головной убор, обращайте внимание на натуральность материала, из которого он выполнен. Обязательно проверьте, есть ли у кепки подкладка и способен ли данный головной убор держать форму. Во время примерки кепки основной параметр, от которого вам нужно отталкиваться, – это цвет и густота ваших волос, а также форма лица. Выбирая цвет изделия, отталкивайтесь от того, какой вам более к лицу!

Перед тем, как приобрести кепку, обязательно точно определите свой размер головы. Размеры головных уборов отечественных производителей определяются по длине окружности головы, длина измеряется в сантиметрах. Чтобы определить свой размер, вам понадобится обыкновенная нить или портновский сантиметр, которым вы можете измерить свой объем головы. Голову измерять рекомендовано на том уровне, где вы собираетесь носить кепку. Это приблизительно по центру головы на расстоянии три – пять сантиметров над ушами. Не стоит нить или сантиметр прижимать к голове слишком сильно. Если конечный результат окажется на стыке 2х размеров, то следует выбрать больший из них.

Ссылка на основную публикацию
Похожее