Christian Dior (Кристиа́н Дио́р) – всемирно известный модный дом, названный по имени основателя. Бренд выпускает одежду, аксессуары, парфюм, часы, косметику и даже мобильные телефоны.
Дом Диор был основан в тяжелое для Франции послевоенное время. Но он помог модницам превратиться из боевых подруг в утонченных и элегантных женщин. Дизайнер предложил новый стиль, который и принес процветание бренду, интерес к которому не угас и в наши дни.
История создания бренда Диор: предсказание гадалки
Кристиан Диор родился в 1905 г. в Гранвиле в богатой семье предпринимателя. Но уже в 1911 г. семья переехала в Париж после улучшения материального положения.
Как и многие родители в то время, отец и мать Диора желали, чтобы их сын стал дипломатом. Юноша под давлением поступил в школу политических наук, но связывать жизнь с политикой не стал.
Кристиан с малых лет любил рисовать и хотел, чтобы его жизнь была как-то связана с художеством. Проучившись в школе 3 года, Диор ее бросил и вместе с другом открыл картинную галерею. В ней он продавал картины, в том числе Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Анри Матисса – художников, которые сегодня известны широкому кругу людей.
Дела какое-то время шли довольно неплохо, пока в семью Диор не пришла беда. Сначала от рака умирает мать, затем у брата обнаруживается тяжелая психическая болезнь, а после этого отец Кристиана разоряется и умирает.
Юноша, который до этого никогда не знал нищеты, оказался в тяжелой финансовой ситуации. Из-за этого ему пришлось закрыть галерею и думать над тем, как улучшить свое положение.
Еще в детстве гадалка предсказала Диору, что тот разорится, но станет богатым благодаря женщинам. Тогда юноша лишь рассмеялся, ведь он не знал, что предсказания окажутся пророческими.
После трагических происшествий в семье Диор начал продавать эскизы женских платьев и шляпок. Именно это и стало началом истории модного дома Диор.
Главное, чему научил нас Кристиан Диор
Кристиан Диор не был мужским кутюрье. А уж если вдаваться в гендерные подробности, его вещи вообще были настолько далеки от понятия «мужественный», что продвинутые современницы недолюбливали его страсть к обилию тяжелой ткани, корсетам и прочим атрибутам показной феминности. Но спустя 114 лет со дня рождения Диора его творениями вдохновляются в равной степени женщины и мужчины. Это не фигура речи: первым костюмом, который Ким Джонс представил после назначения на должность креативного директора, стал Tailleur Oblique – асимметричная модель, вдохновленная платьями из коллекции 1950 года. Рассказываем, что определило жизнь Кристиана Диора до того, как он стал дизайнером, на чьи показы приезжали члены королевской семьи, а Марлен Дитрих и вовсе смирно сидела на ступеньках с толпой поклонников.
Родиться в семье состоятельного промышленника Мориса Диора означало для Кристиана Диора не только перспективу безбедной жизни, но и возможность получить хорошее образование и построить дипломатическую карьеру. И поначалу все складывалось именно так – Диор поступил в главную кузницу политических кадров Sciences Po, откуда, впрочем, сбежал спустя год. Открыв художественную галерею (не без помощи отца) с другом Жаком Бонжаном, Диор мог бы остаться в мире изобразительного искусства, но с началом 1930-х годов болезнь брата, смерть матери, разорение отца, финансовый кризис и, наконец, туберкулез повернули жизнь Диора в другое русло. Сам дизайнер, суеверный до ужаса (Диор всегда прислушивался к советам личной предсказательницы), в своей автобиографии уверял, что главной приметой надвигающейся беды стало разбившееся в доме зеркало.
Жизнь у друзей и случайные заработки от продажи оставшихся после закрытия галереи картин закончились в 1937 году. К этому моменту Диор уже пару лет учился рисовать (и даже пытался продавать картоны для ковров). Здесь не обошлось без советов друзей – Мишеля де Брюноффа и Жоржа Жеффруа, которые открыто критиковали работы будущего кутюрье, пока не начало получаться что-то более-менее приличное. Тогда же Диор начал продавать эскизы шляп – зачастую скопированные из модных журналов (ох уж эти суровые времена до появления Diet Prada). Шляпы пользовались успехом, молодого дизайнера заметили, и год спустя Диор стал дизайнером у Робера Пиге – и снова смог позволить себе снять квартиру. До открытия Дома Christian Dior оставалось еще почти десять лет, но о временах работы у Робера Пиге и позже у Люсьена Лелонга мягкий и неконфликтный Кристиан Диор вспоминал с нежностью и тактом. Такой не снился даже сегодняшним политкорректным пресс-релизам, в которых бренды и дизайнеры всегда расстаются «по обоюдному согласию».
В 1946 году Диор познакомился с фабрикантом Марселем Буссаком и уговорил того открыть Дом Christian Dior (несмотря на название, Диор никогда не был владельцем Дома, по сути всю жизнь оставаясь наемным работником). Первая же коллекция, представленная 12 февраля 1947 года, произвела революцию. Получив название New Look, она полностью развернула направление послевоенной милитаристской моды в сторону элегантности и женственности. Чем-то похожим спустя 70 лет займется Ким Джонс, попытавшись уйти от вездесущего стритвира, которому он сам же открыл двери. Сам Кристиан Диор признавал, что не сделал ничего сверхоригинального, лишь вернув силуэты модные лет десять назад.
«Мы никогда ничего не изобретаем, мы всегда что-то заимствуем».
И все же кутюрье, конечно, лукавил – да, источники его вдохновения уходили корнями в моду, по которой одевалась его мать, но обвинить дизайнера во вторичности было бы как минимум опрометчиво. Тем более сам Диор безжалостно расправлялся с попытками копирования его шедевров – однажды он вывел с показа женщину, лихорадочно делавшую зарисовки моделей. Кроме образа матери Диор вдохновлялся цветами – он проводил немало времени в саду в своем доме в Мийи-ла-Форе. Спустя 70 лет, в июне 2018-го, художник KAWS создаст для дебютного показа Кима Джонса в Dior цветочную скульптуру из роз, изображающую самого Кристиана Диора, – грандиозная дань главному (после моды, конечно) его увлечению.
Диор стоял во главе Дома вплоть до своей смерти в 1957 году. Его не любили Коко Шанель и Кристобаль Баленсиага – ведь он вновь заковал женщин в корсеты, а вечерние туалеты могли весить по 30 кг. Но, кажется, Диору было достаточно преданных поклонниц в лице клиенток (среди которых были принцесса Маргарет и Элизабет Тейлор), ради которых особняк на авеню Монтень, 30 постепенно захватывал все больше окружающего пространства.
Не все жизненные принципы Диора стоит заимствовать. Мы не призываем вас немедленно бросать университет и нанимать персонального экстрасенса. Но одному у кутюрье точно стоит поучиться: если вы не знаете, кем будете, когда вырастете (а вам при этом около 30), то обзаводитесь друзьями, которые скажут вам правду, и начинайте делать хотя бы что-то. Например, рисовать ковры или шляпы.
Вероятно,
Как развивался бренд Dior
Талантливые эскизы Диора заметил дизайнер Робер Пиге. В 1941 г. он пригласил Кристиана на работу в модный дом Lucien Lelong.
Несмотря на разруху, в 1941 г. Диор открыл свою парфюмерную лавку. После она переросла в большую компанию с названием Christian Dior Perfume.
После окончания войны, в 1946 г., Кристиан основал модный дом под своими именем. Этот год и стал началом нового бренда, который более 70 лет занимает лидирующие позиции в мире моды.
Первая коллекция вышла через год после основания модного дома. Она вдохнула в моду, да и в целом в жизнь города новые краски. Послевоенный Париж был разрушен, дороги были в грязи, имелись перебои с водой и прочие лишения. Но людям уже хотелось быть в окружении прекрасного, и этим прекрасным стала новая коллекция от Christian Dior.
В своем первом показе дизайнер продемонстрировал одежду с совершенно новой для того времени концепцией. Манекенщицы вышли в платьях, юбках и жакетах, подчеркивающих талию, бедра и грудь. Наряды были невероятно женственными, чего так не хватало стране, только что пережившей войну.
Благодаря этой коллекции в моду вошел термин «New Look». Он характеризуется элегантностью и романтичностью. Женская фигура в одежде «нью лук» приобрела соблазнительные черты.
Символом коллекции стал костюм Bar (на фото ниже). Он состоял из пышной плиссированной юбки, шелкового жакета с закругленной баской и причудливой шляпки. К слову, шляпы от Диор имеют необычный вид, они похожи на перевернутые салатницы или шляпки грибов.
Женщины в нарядах от Dior напоминали распустившиеся цветы. К слову, и сам дизайнер говорил, что рисовал женщин, похожих на бутоны. А в каждом показе мод хоть одна манекенщица была украшена ландышем. Этот цветок дизайнер считал приносящим удачу.
Успех был оглушительным. Одеваться от Диор хотели звезды и монаршие особы. Дом Christian Dior по качеству шитья лишь немногим уступал Balenciaga. Если последнего называли Кутюрье Императриц, то Кристиана – Кутюрье Королев.
Только не «Диор»!
Юный Кристиан хотел изучать искусство и архитектуру, но родители, планировавшие для сына дипломатическую карьеру, не позволили ему это сделать, поэтому он стал изучать политические науки. Но проучился всего три года, не завершив курс.
Затем попал в армию, и уже после его демобилизации родители сдались и в 1928 году помогли ему открыть художественную галерею, выставив условие, чтобы фамильное имя «Диор» не упоминалось в его арт-бизнесе. Эта фамилия уже фигурировала в названии очень успешной фирмы его отца и дяди, Мориса и Люсьена Диор — «Сыновья Диор», производившей сельскохозяйственные удобрения.
Финансовый кризис 1929 года расстроил планы Кристиана, и его галерея, где, среди прочих, выставлялись и работы Пикассо, закрылась.
Диор нашел для себя новый заработок: он стал рисовать эскизы костюмов и платьев для модного бизнеса, причем настолько хорошо, что стал получать заказы у известных в те годы дизайнеров Робера Пиге и Люсьена Лелонга.
Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova Image caption Все представленные на выставке наряды пошиты вручную в мастерской Дома Диор
Стиль Диор
Дизайнер редко использовал насыщенные цвета в своих коллекциях. Он был приверженцем спокойных расцветок: черной, белой, серой, дымчато-серой, бежевой и пр.
В платьях также присутствовала вышивка. Ее было немного, чтобы она не отвлекала внимание от самого наряда. Одежда от Диор была привлекательна своим кроем, а не принтом.
Кристиан настаивал, что не только платье красит женщину. Для удачного образа важны прическа, обувь, аксессуары и, конечно же, аромат. Именно он придает женщине индивидуальность.
В 1947 г. вышел первый аромат «Miss Dior», который имел выраженные нотки ландыша – любимого цветка дизайнера. Чуть позднее вышли «Diorama» и «Diorissimo».
Стиль New look был принят не сразу. Например, в Америке, где женщины ценили комфорт и практичность, первая коллекция Диор была воспринята неоднозначно. Американки посчитала одежду слишком узкой и неудобной.
Специально для американского рынка Кристиан выпустил две коллекции, которые уже были восприняты на «ура».
«Духи — это завершающий штрих к любому платью»
Кристиан Диор задумал создать собственные духи сразу, как только открыл свой дом моды, и в 1947 году с помощью своего друга детства (и бывшего директора парфюмерного бренда Coty) Сержа Эфтлер-Луиша создал духи Miss Dior, аромат которых покорил не одно послевоенное поколение женщин по всему миру.
В названии «Мисс Диор» сплелись сразу две сильные привязанности Кристиана — к его младшей сестре Катрин, с которой он был очень близок и которой были посвящены эти духи, и к Англии, отсюда — «мисс», а не «мадемуазель».
- Одежда из натурального меха: начало ее конца?
Правообладатель иллюстрации Antoine Kralik for Christian Dior Parfums Image caption Этими духами Кристиан Диор обильно «надушил» свой салон перед официальным представлением своей первой коллекции одежды 12 февраля 1947 года
История бренда Christian Dior: империя
Кристиан Диор вместе с другом Джаквесом Роуетом стали продавать лицензии на производство своих моделей. Благодаря этому отличительный знак Dior быстро стал известен по всему миру.
В начале 50-х годов дизайнер представил сразу четыре успешные коллекции: Vertical, Oblique, Oval и Longue. В них чувствовалось трепетное отношение к женщине, которая, словно цветок, также нежна, красива и беззащитна.
Талантливый кутюрье подарил модному миру многие вещи, которые на сегодняшний день считаются привычными. Кто из нас не носил пышные юбки, жакет с баской, туфли-лодочки, черный пояс и кружевное нижнее белье? В 1955 году дом Dior запустил линию бижутерии Bijoux. Она подарила миру знаменитую брошь-ландыш.
Стиль New look дошел даже до СССР. Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь» предстала в платье, сшитом в этом стиле. Наряд произвел эффект взорвавшийся бомбы. Многие женщины, соскучившиеся по красивой одежде, побежали к портнихам, чтобы те сшили платье как из фильма. Но эпоха «нью лук» не задержалась в стране. В Союз пришла мода на минимализм, в которую стиль Диор не вписался.
В 1956–57 гг. вышли очередные коллекции, которые получили названия Arrow, Aimant, H и Libre. В них дизайнеру помогал 17-летний Ив Сен-Лоран. К слову, именно благодаря этому юноше одежда приобрела новые силуэты: A, H, Y.
К 1957 г. бутики Dior были уже в Лондоне, США, Австралии, Чили, на Кубе и др. странах. На модный дом трудились несколько тысяч людей, ведь дизайнер признавал только ручной труд. Он считал, что именно так можно добиться настоящей индивидуальности.
В 1957 г. Кристиан Диор скончался в возрасте 52 лет, находясь на отдыхе в Италии.
Поездка, завершившаяся плачевно
Хоть молодой любовник и убеждал Кристиана, что любит его таким, каким он есть, кутюрье принял решение сбросить лишние килограммы и для этой цели поехал в Италию, в целительное местечко Монтекатини. Предупреждение личной гадалки, что эта поездка может оказаться неблагоприятной, он проигнорировал.
Через десять дней после прибытия на место, 24 октября 1957 года, Диора сразил очередной сердечный приступ, и он покинул этот мир. Прощание с великим дизайнером, который ушел из жизни в возрасте 52 лет, проходило в Париже. На него пришли тысячи поклонников его таланта, которые принесли с собой огромное количество цветов.
В настоящее время Дом моды Кристиана Диора все так же процветает. Имя талантливого дизайнера было и остается знаком качества и великолепия.
Вселенная Диор — роскошный мир моды прошлого и настоящего
Почему успех коллекции Кристиана Диора был столь оглушительным? Знаток искусства, красоты, моды предложил женщинам отказаться от строгой формы одежды в пользу образа цветка. Его страсть к цветам и садам воплотилась в роскошные платья. Образ матери, обожавшей красивые наряды, духи, аксессуары, стал вдохновением для создания изящных, элегантных творений. Их сразу приняли, стали копировать, шить дома и в ателье, из дорогих и бюджетных тканей.
Christian Dior:
Я хотел, чтобы мои платья подчеркивали изгибы женской фигуры, талию, объем бедер, бюст. Для того, чтобы сформировать конструкцию, я использовал все возможные ткани, в том числе забытую на годы войны тафту и перкаль.
Представление новой коллекции было непростым событием, и стоило Кристиану Диору сильного нервного напряжения, требовало быть убедительным для согласования представления радикально новой линейки одежды.
90 различных творений соединяли прошлое и настоящее, раскрывали суть нового понятия линии и архитектуры одежды, ее взаимоотношение между историей и искусством Версаля, Второй Империи, Русского балета, импрессионизма, Belle Epoque.
Беттин Беллард, директор Нью-йорского журнала Vogue в течение 15 лет наблюдала медленное угасание парижской моды. Но даже она, скептически настроенная перед показом Диор, преклонилась перед гением талантливого кутюрье:
Мы стали свидетелями революции моды и революции в способе ее представления.
Диор отлично чувствовал веяния моды. Он ввел понятие «плавающая талия», А-силуэт, создал жакет Bar с баской, дополнил платья бантами, пуговицами, широкими поясами и узкими ремнями. Все приемы дизайна использовались для подчеркивания женственности, элегантности, красоты обычных женщин.